Все новости Алтая
на одном сайте

Фактчекинг. Почему на самом деле ушел в отставку Алексей Тюхтенев?

Фактчекинг. Почему на самом деле ушел в отставку Алексей Тюхтенев?
Новости
15:34, 24 август 2020
1 697
0
Первая отставка в правительстве Олега Хорохордина стала предметом бурного обсуждения как со стороны сторонников главы Республики Алтай, так и его новоявленных противников и, как водится в таких случаях, постоянных оппонентов любой действующей власти.

Обсуждения эти не прекращались даже на прошлой неделе. Масла в уже затухающий политический костер неожиданно добавил спикер Госсобрания Владимир Тюлентин, заявивший о недопустимости упразднения должности первого вице-премьера, и подконтрольные парламенту телеграм-каналы, словно в оправдание действий своего руководителя продолжавшие гнуть линию, с которой никто даже не думал спорить. Более того, сам Хорохордин на встрече со спикером разъяснил прописные истины и заверил: идет подбор кандидатов из числа коренного населения, в обозримом будущем первый зам будет представлен.

Пока глава не представил свою кандидатуру, давайте разберемся, почему на самом деле 60-летний Алексей Тюхтенев, полжизни не покидавший те или иные чиновничьи кресла, решил написать заявление и уйти с госслужбы. Для этого обратимся к истории вопроса и разным источникам – как откровенно оппозиционным, так и близким или нейтральным к действующей власти.
Скандалы в районах

После масштабных выборов 2019 года, когда избирали и главу, и депутатский корпус, политическая жизнь в районах успокоилась и, казалось бы, ничего не предвещало кризисных ситуаций. От перешедшего из статуса советника главы в должность первого зампреда правительства Республики Алтай Алексея Тюхтенева муниципальные образования ждали не только взаимодействия, прописанного в полномочиях, но и конструктивного диалога.

Вместо этого сначала попытался вспыхнуть Кош-Агачский район, где случилась схватка между основным составом райсовета и представителями «Справедливой России». Тогда к конфликту подключился даже лидер эсеров Сергей Миронов, обвинивший власти в «гонениях по политическим мотивам». Была ли попытка первого вице-премьера разобраться с этим, по сути, первым муниципальным кризисом? Увы, нет.

Еще один прецедент на муниципальном уровне чуть было не возник в Улаганском районе, против руководителя которого отчаянно выступали в окружении первого вице-премьера Тюхтенева. Тогда избежать искусственно раздуваемого конфликта между главой района Владимиром Челчушевым и спикером райсовета Никитой Саниным удалось, а уже чуть позже – в разгар пандемии и опасного противопожарного сезона – о себе дал знать Онгудай. По свидетельствам местных политиков, этому предшествовали частые поездки в район Алексея Тюхтенева и одного из высокопоставленных членов реготделения правящей партии, а также их встречи с представителями райсовета.

В итоге в апреле онгудайские депутаты попытались отправить в отставку главу района Андрея Мунатова. Численно противников Мунатова оказалось больше, но процессуально отставка прошла с массой нарушений, после чего суд не просто восстановил руководителя района в должности, но и доказал, что обвинения депутатов мягко говоря не имеют под собой никаких оснований.

Еще до решения суда на сессии по прямому поручению Хорохордина приезжал Тюхтенев. Цель – собрать кворум и в режиме диалога попытаться разрешить кризисную ситуацию. В итоге необходимого для принятия решений количества депутатов курирующий внутреннюю политику заместитель собрать не смог (или не захотел?), чем, по сути, сделал свой визит бесполезным.

Онгудайский кризис периодически и сейчас дает о себе знать, противостояние главы района и председателя райсовета продолжается, а наблюдатели, в том числе из числа старейшин района, не исключают, что идеологами и конструкторами муниципального кризиса в Онгудае стали чуть ли не бывшие покровители Алексея Тюхтенева. Ведь несмотря на прямые рекомендации республиканского и даже федерального центров, первый вице-премьер тем не менее настаивал на смене главы района, чем только развил конфликт.

Справедливо ли утверждать, что Тюхтенев, не раз высказывавший мнение о замене целого ряда глав районов, был лично заинтересован в онгудайском конфликте? Возможно. По крайней мере, жители муниципалитета, от имени которых авторы протеста даже пытались сместить руководителя района, собирая якобы массовые подписи, восприняли ситуацию неоднозначно. В итоге и депутаты, и главы сельских поселений сейчас говорят, что именно Тюхтенев де-факто стоял у истоков конфликта, а когда процесс пошел не по «революционному» сценарию, то он самоустранился от решения проблемы и не принимал должных мер для урегулирования этих вопросов. Это, кстати, повлияло и на итоги общероссийского голосования в отдельно взятых селах района, где было наименьшее число поддержавших президентские инициативы.
Старейшины «За республику»: совпадения и противоречия

На встрече главы Республики Алтай с представителями первых составов Правительства и Верховного совета депутатов, аудиозапись которой распространяется сейчас в сети Интернет, первого заместителя, курирующего внутреннюю политику и социальные вопросы, не было. Поэтому на вопросы, значительная часть из которых была адресована как раз Тюхтеневу, отвечать пришлось самому Хорохордину.

Председатель Союза писателей Республики Алтай Бронтой Бедюров, как будто бы желая подчеркнуть это отсутствие, тогда сказал: «Все валим на первое лицо, а у нас не дорабатывает средний управленческий слой». После этого он подверг резкой критике вопросы национальной политики, межрелигиозных отношений, работы государственных (подведомственных Правительству и Эл Курултаю) средств массовой информации. Таким образом, не исключено, что добровольную отставку своего зама по внутренней политике Хорохордин подписал отчасти после того, как выслушал замечания старших коллег.

Кстати, о СМИ. На встрече с главой Бедюров возмущался, что мнение жителей республики якобы формирует частная газета, а не республиканские «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны». Удивительно, но уже спустя пару недель после встречи эта частная газета лежала на столах собрания активистов общественного движения «За республику» во главе с первым председателем правительства Владимиром Петровым, а учредитель «Листка» лично присутствовал на встрече, куда наверняка в отличие от своих коллег из государственных газет, был приглашен организаторами.

Еще одна тема, решением которой должен был заняться Алексей Тюхтенев, – ситуация в редакции газеты «Алтайдын Чолмоны». Часть коллектива подписала письмо, в котором были перечислены мыслимые и немыслимые грехи главного редактора, но вместо того, чтобы встретиться с коллективом первый вице-премьер предпочел ретироваться, либо уже планируя свое заявление об уходе, либо попросту не желая вникать в проблемы газеты.

Как говорят в редакции, письмо сотрудников подобно онгудайским событиям было организовано (или же просто спровоцировано) свыше. Для главы региона, независимо от того, насколько обращение сфабриковано, это стало последней каплей. Даже в этом вопросе первый зам, на которого Хорохордин, скорее всего, действительно рассчитывал в начале совместной работы, оказался беспомощен.

Один из журналистов рассказал, что в итоге глава лично ответил на письмо. Подавляющее большинство обозначенных «недоработок» редактора, как оказалось, не имеет под собой оснований, поэтому вопрос об истинных интересантах письма и создания нестабильной ситуации в редакции становится вполне резонным.

Не будем называть конкретных имен (герои узнают себя сами), но известно, что на редакторское место сразу же нашлись желающие. Сначала свой шорт-лист на руководящую должность в газете представил одиозный общественник-коммунист, привыкший выступать от имени всего алтайского народа. Другую замену нашел один из сотрудников аппарата республиканского парламента, открыто заявляющий в кулуарах Эл Курултая (не телеграмных, а настоящих), что следующим редактором станет его дочь. По опять-таки удивительному стечению обстоятельств, этот сотрудник также стал приглашенным участником и летописцем встречи активистов «За республику», на которой в итоге был вынужден исповедоваться отставленный вице-премьер.
Взгляд со стороны

С указанными выше причинами соглашаются независимые эксперты и авторы региональных политических телеграм-каналов.

Так, политтехнолог Константин Лукин напомнил, что Республика Алтай – это маленький регион, состоящий всего из 10 районов и города Горно-Алтайска. «Поэтому муниципальный уровень имеет отголоски по всей республике вообще. На протяжении последних шести месяцев мы постоянно наблюдаем за тем, как то одно, то другое районное собрание депутатов либо пытается сместить главу района, либо «воюет», отменяя сессии и не принимая какие-либо постановления. Это большой и явный провал работы именно внутриполитического блока», – уверен Лукин.

Эксперт также отметил, что Олег Хорохордин в течение двух месяцев непрерывно выезжал в районы. «Официально это был мониторинг нацпроектов, но формально глава республики смотрел, что, как и где функционирует. Теперь он начал из «сборной солянки» правительства формировать свою команду. В первую очередь он будет отправлять в отставку тех, кто ему либо остался по наследству от Александра Бердникова, либо был ставленником местных элит, как Тюхтенев», – считает Лукин, не исключая, что в будущем из правительства уйдут еще несколько человек.

Местный телеграм-канал «Лысый бурундук» вовсе обвинил отставленного чиновника в наличии коммерческих интересов. «На своем посту Тюхтенев не занимался ничем кроме склок с аппаратом правительства и лоббированием бизнес-интересов своего круга», – утверждают авторы.

Кстати, о наличии бизнеса Тюхтенев проговорился сам в пылу разговора с руководителем партии «Парнас» в Республике Алтай Сергеем Михайловым. На вопрос, чем чиновник планирует заниматься после отставки, Тюхтенев ответил: «Да у меня спектр обильный… снова вернусь к тому бизнесу, которым занимался в Новосибирске».

Между тем, связь чиновника с «Листком» можно легко проследить и по его работе в должности первого заместителя. Все похожие по-своему стилю жалобные и коллективные письма главе региона и спикеру Госсобрания (будь то онгудайские депутаты, «Алтай-Курултай» или «Алтайдын Чолмоны») тут же (порой не доходя до адресатов) публиковались на страницах этой, по словам писателя Бедюрова, частной газеты.

Если в регионе на это «сотрудничество» могли закрыть глаза, то Москва такие заигрывания не прощает. А без согласования столичных кураторов, естественно, отставки такого уровня в многонациональных республиках происходить не могут. «Если ты ходишь по грязной дороге – ты не можешь не выпачкать ног», поэтому неудивительно, что первое интервью, где отставленный Тюхтенев, по большому счету, расписался в собственном бессилии, он дал именно этому изданию.
Post Scriptum

Когда в большой и не очень политике два субъекта расходятся по тем или иным причинам, существует негласное правило: соблюдать (хотя бы некоторое время) некий пакт о ненападении. В этом плане можно отдать должное губернатору Хорохордину, который ни разу нигде не обмолвился о тех или иных качествах Тюхтенева или оценке его работы, какой бы провальной ее не считали эксперты и наблюдатели.

То, как повел себя бывший первый заместитель, сегодня видит вся республика. Интервью главным оппонентам действующей власти (в том числе, кстати, федеральной), голословные обвинения в адрес правительства, частью которого буквально вчера был сам Тюхтенев, попытка столкнуть лбами главу региона с первым председателем правительства Петровым и спикером Тюлентиным (а глава им, судя по всему, полностью доверяет). Все это, с одной стороны, говорит о правильности принятой отставки как вынужденного кадрового решения, с другой, дает право утверждать о закате политической карьеры Алексея Тюхтенева, который войдя в воду второй раз, так и не смог подтвердить свою эффективность и работоспособность. И дело, как теперь видно, здесь вовсе не в губернаторе.

Будем надеяться, что и уважаемые старейшины, и депутатский корпус во главе со своими лидерами (к обеим сторонам, кстати, у главы региона явно уважительное отношение) это рано или поздно поймут и направят свои усилия на развитие региона, сохранение мира и согласия в многонациональной республике, а не на сведение счетов ради хайпа и очередных разборок на политической арене.

Фактчекинг. Почему на самом деле ушел в отставку Алексей Тюхтенев?


Алексей Кулагин,
специально для «Новостей Горного Алтая»