Все новости Алтая
на одном сайте

Впервые в России орнитологи возрождают популяцию сокола-балобана, выращивая птенцов из питомника в гнездах диких птиц

Впервые в России орнитологи возрождают популяцию сокола-балобана, выращивая птенцов из питомника в гнездах диких птиц
Новости
09:38, 13 сентябрь 2017
1 892
0
В этом году первых десять птенцов — «приемышей» успешно выкормили и вырастили пары диких балобанов. Апробация нового метода оказалась очень удачной.

Пилотный проект Российской сети изучения и охраны пернатых хищников по восстановлению численности популяции алтайского балобана (Falco cherrug) был реализован с мая по август этого года в Южной Сибири в границах Алтае-Саянского экорегиона. Финансовую поддержку работам оказали Всемирный фонд дикой природы (WWF) и фонд «Мир вокруг тебя» корпорации «Сибирское здоровье». Партнерами стали Сайлюгемский национальный парк и заповедник «Убсунурская котловина».

В июне этого года десять птенцов сокола-балобана в возрасте 20–30 дней успешно прибыли на самолете в Сибирь из московского питомника «Витасфера», а далее отправились на Алтай и в другие регионы, где специалисты поместили птиц в заранее найденные гнезда диких соколов-балобанов. В течение лета специалисты наблюдали за тем, как самец и самка реагируют на «приемышей».

Наблюдение велось с помощью специальных видеокамер, установленных на краю гнезд. Информацию с камер можно скачивать дистанционно, не тревожа птиц. В районах, где пищи для птиц в этом году в дикой природе мало (например, в Кош-Агачском районе Республики Алтай), в гнездо приходилось подкладывать специально подготовленную подкормку (мышей, цыплят и т.д.), иначе родители не смогли бы прокормить такую большую семью.

Все подсаженные птенцы были приняты дикими приемными родителями и выкармливались наравне с родными птенцами, несмотря на очевидную разницу в окраске, а иногда и в возрасте родных птенцов и приемных. Пилотный проект по возрождению популяции алтайского балобана оказался эффективным, поэтому орнитологи планируют его продолжение в будущем.

«Используя похожую методику, в США, Великобритании, Германии и Польше восстановили популяцию сапсана; красного коршуна и тетеревятника в Англии; беркута в Шотландии, — комментирует Александр Карнаухов, старший координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF. — Но в России подобных работ не проводилось. Чаще всего используют другой метод — хеккинг: птенцов кормят и растят в закрытом ящике, где они не контактируют с человеком, затем ящик открывают — и птенцы вылетают. Результаты нового метода очень обнадеживают: возможно выращивание птенцов из питомника в гнездах диких соколов. До шести птенцов выживают даже без дополнительной подкормки. Главное, тщательно выбрать гнездо — подальше от людей и гнезд более крупных хищников, например филина, — и организовать подкормку в районах, бедных естественной пищей, грызунами».

В июне этого года орнитологи надели GPS/GSM-трекеры на одного выросшего птенца из питомника (самец) и на двух диких птенцов (самец и самка) для дальнейшего наблюдения за миграцией птиц. К сожалению, трекер на питомниковском соколе вышел из строя, а нативного самца с трекером 16 июля съел филин. В настоящее время с трекером летает нативная самка. Она уже получила имя Учсын.

К сожалению, на одного птенца — «приемыша» прямо на гнезде напал филин, он же стал причиной гибели дикого птенца сокола с уже надетым GPS-трекером.

«Опыт реинтродукции соколов показывает: чтобы сформировать так называемую устойчивую гнездовую группировку птиц в течение пяти лет, необходимо ежегодно выпускать в дикую природу от 50 до 100 птиц. Кроме того, нужно максимально исключить все угрозы: гибель птиц на линиях электропередачи, отравление и браконьерский отлов, — говорит руководитель проекта Игорь Карякин. — В Алтае-Саянском экорегионе без серьезной финансовой и ресурсной поддержки сделать это крайне сложно».

В целом пилотный проект по разработке и апробации методики реинтродукции сокола-балобана в Алтае-Саянском экорегионе реализован успешно. В Республике Алтай высажено три птенца, два выжили и благополучно вылетели. В другом регионе на пяти гнездах до вылета выжили все семеро подсаженных птенцов. Метод реинтродукции алтайского балобана с помощью подсаживания искусственно выращенных птенцов в гнезда диких пар — очень перспективный способ повысить генетическое разнообразие исчезающего вида, сокола-балобана, численность которого, по данным «Сибэкоцентра», снизилась с 2003 года на 27 % в Республике Алтай, на 55 % в Республике Хакасия, на 20 % в Республике Тыва. Общее падение численности в российской части Алтае-Саянского региона составило 26 % за период 2003–2014 годов.








Дополнительная информация:

В ходе реализации проекта орнитологи сделали крайне интересные наблюдения о хищническом прессинге филина на популяцию балобана.

До начала проекта по подсадке птенцов из питомника в гнезда диких балобанов орнитологам удалось выявить два случая нападения филинов на самок балобана, насиживающих кладки. В одном случае после нападения филина самка выжила, но в кладке из пяти яиц было повреждено два яйца. Именно на этом гнезде к трем вылупившимся диким птенцам был подсажен один птенец из питомника, и все четыре птенца успешно покинули гнездо.

В другом случае филин атаковал самку на кладке из четырех яиц, в результате было повреждено два яйца, но также досталось и самке. Самка выжила, но в результате трех проколов грудной мышцы и крыла потеряла способность к полету. Из двух оставшихся яиц успешно вылупились оба птенца, но на момент обследования гнезда орнитологами было непонятно, выживут ли они. Раненая самка все время проводила сидя на гнезде. Птенцов и самку кормил самец, но пищи не хватало всем: птенцы недоедали, так же как и самка. Орнитологи на всякий случай окольцевали птенцов и самку, просто взяв ее в руки и потом оставив на гнезде вместе с птенцами. К удивлению орнитологов, в июле во время следующей проверки гнезда оказалось, что птенцы выжили и успешно покинули гнездо.

«Что же стало с героической самкой, отстоявшей жизнь своих птенцов в неравной битве с филином, видимо, навсегда останется тайной: птицу найти не удалось, и, скорее всего, она погибла, — говорит Игорь Карякин. — Чисто теоретически ее можно было спасти, изъяв и отправив в питомник, где она бы размножалась еще долгие годы, но изъятие балобана без разрешения — это уголовная ответственность, а разрешение местного Росприроднадзора получить не удалось».




Пресс-служба Алтае-Саянского отделения WWF.